Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Попова.С.Ю. Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным видам в легкоатлетических многоборьях

Результаты анкетного опроса

Анкета была разработана для тренеров–преподавателей по легкоатлетическим многоборьям с целью выявления набора ведущих средств и методов, применяемых ими при обучении технике видов семиборья в многолетнем процессе подготовки многоборок. Всего было опрошено 18 респондентов с различным стажем работы и различной квалификации.

Также анкетный опрос показал, что в одном учебно-тренировочном занятии тренеры–преподаватели работают над техникой двух, максимум трех технических видов, в строго определенной последовательности: закончили один вид, перешли к другому. Общая тенденция технических тренировок такова: барьерный бег – 4 раза в неделю, прыжки в высоту – 2 раза в нед., прыжки в длину – 2 раза в нед., толкание ядра – 1 раз, метание копья – 1 раз ( в зимнее время, чаще всего не работают над техникой данного вида). Подобное распределение лимитируется не только продолжительностью учебно–тренировочного занятия, но и отсутствием подходящих условий, а также занятостью юных спортсменок учебой и занятиями в других кружках и т.п.

Большинство тренеров-преподавателей сходятся во мнении, что в современных условиях назрела необходимость пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно–тренировочного процесса юных многоборок.

После анализа данных научно-методической литературы, Интернет ресурсов, результатов, полученных в ходе анкетирования и педагогического наблюдения учебно-тренировочных занятий ведущих тренеров Санкт-Петербурга по многоборьям были разработаны блоки тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений, одновременно включающих в себя элементы всех технических видов многоборья. Данные комплексы используются в течение 2011-2014 г в учебно–тренировочном процессе с юными многоборками из учебно-тренировочных групп 1 и 2 годов обучения, имеющих квалификацию 1 юн., 3 взр., 2 взр. разрядов, на базе ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж» Петродворцового района Санкт–Петербурга. Применение данной методики направленно на улучшение качества и скорости освоения элементов техники видов семиборья юными многоборками.

Основные принципы создания блоков тренировочных заданий в форме комплексов упражнений, одновременно и направленно воздействующих на технические и физические компоненты всех видов семиборья у юных многоборок на этапе начальной специализации

В основу разработки принципа создания данных блоков были положены следующие положения:

1. Из семи видов женского многоборья (100м с/б, прыжки в длину, толкание ядра, 200м, прыжки в длину, метание копья, 800м) техническими являются пять. Для овладения техникой данных пяти видов необходимо в каждом занятии уделять внимание в пяти видам (не менее 2 упражнений в любой из частей занятия), постоянно акцентируя внимание учениц на том, что все виды многоборья тесно взаимосвязаны, имеют много общего.

2. Говорить, что в выполнении легкоатлетических движений участвуют различные звенья тела и группы мышц, которые работают в определённой последовательности. Причем последующие движения должны как бы «наслаиваются» на предыдущие, «подхватывать» их и продолжать. В процессе выполнения технических видов многоборья всегда начинают ключевое движение мышцы ног, затем мышцы туловища и плеч. То есть, во всех видах есть общее – это последовательность включения в работу звеньев тела снизу–вверх в основной части техники. Всегда переходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние. Каждое звено включается в работу на скорости, а не с места. На этапе начальной специализации именно изучению данной последовательности включения звеньев тела в движение должно уделяться самое большое внимание.

3. В каждом виде находим ключевые моменты в последовательности действий, проводим между ними параллели – словесные, образные, – акцентируем внимание на этой общности и подбираем упражнения, в которых она находит отражение.

4. Группируем эти упражнения в одно тренировочное задание – получается в нем не менее 5 упражнений (если берем по одному для барьеров, высоты, длины, копья, ядра). Если задача тренировочного задания – развитие физических качеств, то организуем выполнение данного блока упражнений по методу круговой тренировки. А если задача направлена на овладение техникой видов, то удобно применение кругового метода организации занятия. Если занятие игровое, в разминке или заключительной части обязательно выполняем комплексы общеразвивающих упражнений, в основе подбора которых лежит принцип включения элементов каждого из пяти технических видов многоборья. Большее времени, по сравнению с обучением одиночным видам, в многоборных группах уделяется теоретическому материалу, объяснениям о связи видов.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная методика позволяет значительно сократить время на освоение элементов техники сложнокоординационных видов семиборья за счет рационального распределения упражнений в блоках тренировочных заданий, более эффективно и комплексно развивать основные физические качества, а значит, и увеличивать спортивный результат.

2. Применение блоков тренировочных заданий увеличивает вариативность и диапазон двигательных действий юных многоборок, снижает монотонность при обучении им.

3. Позволяет рационально упорядочивать тренировочный процесс, вносить в него новизну и эмоциональность, повышает у занимающихся умение сознательно контролировать и оценивать степень совпадения мысленного образа двигательного действия с его реальным выполнением, развивает аналитические и творческие способности, способствует росту мотивации к занятиям многоборьям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Теория спорта: Учеб. Для студентов институтов физической культуры. Издательство «Физкультура и спорт».
  2. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. - Киев: Здоровье, 1985
  3. Тер-Ованесян А.А. и Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. - Киев: Здоровье, 1986
  4. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта-М.: ФиС, 1987
  5. Озолин Н.Г. Путь к успеху. – М.: ФиС, 1988
  6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера – Наука побеждать.- М.: АСТ Астрель, 2003
  7. Степанов В.В, Степанова М.И. Барьерный бег. На дистанции женщины. –М.: Терра спорт, 2002
  8. Попов В.П. Прыжок в длину. М.: ФиС, 1987
  9. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: ФиС, 1990
  10. Габриэлян К.Г. Путь многоборца.- Киев-2007

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018