Попова.С.Ю. Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным видам в легкоатлетических многоборьях

ГБОУ ДОД ДЮСШ «МАНЕЖ»
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка тренера-преподавателя Поповой С.Ю.

Тема: Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным видам в легкоатлетических многоборьях

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, его королева. А королями и королевами легкой атлетики считаются многоборцы и многоборки, потому что легкоатлетические многоборья требуют от них высокого уровня развития физических качеств, высокой психической устойчивости, воли, умения качественно реализовать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах. Большая сложность многоборий заключается в том, что необходимо овладеть большим количеством сложно технических видов, требующих как определенного уровня физических качеств, так и координационных способностей. Важным вопросом является последовательность обучения видам многоборья на этапах многолетней подготовки. На этапе начальной специализации этому вопросу также должно уделяться достаточное внимание.

Именно поэтому, объектом исследования работы выбран учебно–тренировочный процесс у юных многоборок на этапе начальной специализации (13-15 лет).

Предмет исследования: Методика создания блоков тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений, одновременно включающих в себя элементы всех технических видов многоборья.

Цель исследования: Определить методический подход к созданию блоков тренировочных заданий направленного воздействия для повышения эффективности учебно–тренировочного процесса юных многоборок.

Задачи исследования:

  1. Оценить набор средств и методов, применяемых в учебно–тренировочном процессе при обучении техническим видам многоборья (прыжкам, барьерному бегу, метаниям) на этапе начальной специализации.
  2. Определить принцип создания блоков тренировочных заданий в форме комплексов упражнений, одновременно и направленно воздействующих на технические и физические компоненты всех видов семиборья.
  3. Показать примеры созданных схем блоков тренировочных заданий при построении недельного микроцикла.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ, обобщение данных специальной и научно–методической литературы, Интернет-ресурсов.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.

На основании анализа научно-методической литературы и Интернет-ресурсов (более 25 источников) были сделаны следующие обобщающие выводы по исследуемой теме:

1. Все авторы сходятся на единой точке зрения в том, что многоборье является самым сложным и трудоемким видом в легкой атлетике, для успехов в котором, спортсмен должен обладать важными свойствами личности (волей, настойчивостью, целеустремленностью), иметь высокий уровень развития всех основных физических качеств (скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости), обладать хорошей технической подготовленностью во ВСЕХ видах многоборья.

2. Больше половины авторов утверждают, что семиборье необходимо рассматривать как единое упражнение, а не как механическую сумму семи отдельных видов.

3. Одной из главных особенностей многоборья называют взаимовлияние видов, входящих в него, друг на друга. Это влияние может носить как положительный (усиливающий), так и отрицательный (тормозящий) характер. Данное явление, (которое в теории спорта называют явлением положительного или отрицательного переноса) наблюдается как при развитии физических качеств, так и при совершенствовании двигательных навыков. При обучении технике прыжков, метаний необходимо совершать поиск элементов техники, фаз, ритмов, которые были бы совместимы, а не противоречили бы друг другу.

4. Бесспорным (для всех авторов) является факт единства физической и технической подготовки многоборки. Каждый новый уровень возросших физических возможностей (рост показателей скоростной, силовой, скоростно–силовой подготовки) вносит изменения в технику двигательных действий. Но неоспорим и тот факт, что работа над техническими составляющими вида, в свою очередь, приводит к росту показателей физических качеств, особенно на этапе начальной специализации.

5. Структурной единицей многолетнего тренировочного процесса многоборок авторы считают тренировочное задание. Под тренировочным заданием понимают «часть плана тренировочного занятия, состоящую из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определёнными педагогическими задачами. Но в вопросе о том, что должно лежать в основе принципа формирования тренировочных заданий в тренировочном процессе юных многоборок, слишком много разногласий. Одни авторы утверждают, что на этапе начальной специализации необходимо делать упор на обучении «сильным» видам, постепенно «подтягивая слабые». Другие авторы делают упор на акцентированное внимание к «отстающим» видам. Но чаще всего звучит формулировка «исходя из индивидуальных особенностей» многоборки.


Результаты анкетного опроса

Анкета была разработана для тренеров–преподавателей по легкоатлетическим многоборьям с целью выявления набора ведущих средств и методов, применяемых ими при обучении технике видов семиборья в многолетнем процессе подготовки многоборок. Всего было опрошено 18 респондентов с различным стажем работы и различной квалификации.

Также анкетный опрос показал, что в одном учебно-тренировочном занятии тренеры–преподаватели работают над техникой двух, максимум трех технических видов, в строго определенной последовательности: закончили один вид, перешли к другому. Общая тенденция технических тренировок такова: барьерный бег – 4 раза в неделю, прыжки в высоту – 2 раза в нед., прыжки в длину – 2 раза в нед., толкание ядра – 1 раз, метание копья – 1 раз ( в зимнее время, чаще всего не работают над техникой данного вида). Подобное распределение лимитируется не только продолжительностью учебно–тренировочного занятия, но и отсутствием подходящих условий, а также занятостью юных спортсменок учебой и занятиями в других кружках и т.п.

Большинство тренеров-преподавателей сходятся во мнении, что в современных условиях назрела необходимость пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно–тренировочного процесса юных многоборок.

После анализа данных научно-методической литературы, Интернет ресурсов, результатов, полученных в ходе анкетирования и педагогического наблюдения учебно-тренировочных занятий ведущих тренеров Санкт-Петербурга по многоборьям были разработаны блоки тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений, одновременно включающих в себя элементы всех технических видов многоборья. Данные комплексы используются в течение 2011-2014 г в учебно–тренировочном процессе с юными многоборками из учебно-тренировочных групп 1 и 2 годов обучения, имеющих квалификацию 1 юн., 3 взр., 2 взр. разрядов, на базе ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж» Петродворцового района Санкт–Петербурга. Применение данной методики направленно на улучшение качества и скорости освоения элементов техники видов семиборья юными многоборками.

Основные принципы создания блоков тренировочных заданий в форме комплексов упражнений, одновременно и направленно воздействующих на технические и физические компоненты всех видов семиборья у юных многоборок на этапе начальной специализации

В основу разработки принципа создания данных блоков были положены следующие положения:

1. Из семи видов женского многоборья (100м с/б, прыжки в длину, толкание ядра, 200м, прыжки в длину, метание копья, 800м) техническими являются пять. Для овладения техникой данных пяти видов необходимо в каждом занятии уделять внимание в пяти видам (не менее 2 упражнений в любой из частей занятия), постоянно акцентируя внимание учениц на том, что все виды многоборья тесно взаимосвязаны, имеют много общего.

2. Говорить, что в выполнении легкоатлетических движений участвуют различные звенья тела и группы мышц, которые работают в определённой последовательности. Причем последующие движения должны как бы «наслаиваются» на предыдущие, «подхватывать» их и продолжать. В процессе выполнения технических видов многоборья всегда начинают ключевое движение мышцы ног, затем мышцы туловища и плеч. То есть, во всех видах есть общее – это последовательность включения в работу звеньев тела снизу–вверх в основной части техники. Всегда переходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние. Каждое звено включается в работу на скорости, а не с места. На этапе начальной специализации именно изучению данной последовательности включения звеньев тела в движение должно уделяться самое большое внимание.

3. В каждом виде находим ключевые моменты в последовательности действий, проводим между ними параллели – словесные, образные, – акцентируем внимание на этой общности и подбираем упражнения, в которых она находит отражение.

4. Группируем эти упражнения в одно тренировочное задание – получается в нем не менее 5 упражнений (если берем по одному для барьеров, высоты, длины, копья, ядра). Если задача тренировочного задания – развитие физических качеств, то организуем выполнение данного блока упражнений по методу круговой тренировки. А если задача направлена на овладение техникой видов, то удобно применение кругового метода организации занятия. Если занятие игровое, в разминке или заключительной части обязательно выполняем комплексы общеразвивающих упражнений, в основе подбора которых лежит принцип включения элементов каждого из пяти технических видов многоборья. Большее времени, по сравнению с обучением одиночным видам, в многоборных группах уделяется теоретическому материалу, объяснениям о связи видов.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная методика позволяет значительно сократить время на освоение элементов техники сложнокоординационных видов семиборья за счет рационального распределения упражнений в блоках тренировочных заданий, более эффективно и комплексно развивать основные физические качества, а значит, и увеличивать спортивный результат.

2. Применение блоков тренировочных заданий увеличивает вариативность и диапазон двигательных действий юных многоборок, снижает монотонность при обучении им.

3. Позволяет рационально упорядочивать тренировочный процесс, вносить в него новизну и эмоциональность, повышает у занимающихся умение сознательно контролировать и оценивать степень совпадения мысленного образа двигательного действия с его реальным выполнением, развивает аналитические и творческие способности, способствует росту мотивации к занятиям многоборьям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Теория спорта: Учеб. Для студентов институтов физической культуры. Издательство «Физкультура и спорт».
  2. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. - Киев: Здоровье, 1985
  3. Тер-Ованесян А.А. и Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. - Киев: Здоровье, 1986
  4. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта-М.: ФиС, 1987
  5. Озолин Н.Г. Путь к успеху. – М.: ФиС, 1988
  6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера – Наука побеждать.- М.: АСТ Астрель, 2003
  7. Степанов В.В, Степанова М.И. Барьерный бег. На дистанции женщины. –М.: Терра спорт, 2002
  8. Попов В.П. Прыжок в длину. М.: ФиС, 1987
  9. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: ФиС, 1990
  10. Габриэлян К.Г. Путь многоборца.- Киев-2007