Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Попов А.М. Обучающая программа прыжка в высоту с разбега способом фосбери-флоп детей 13-16 лет

СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж» Петродворцового района

Методическая разработка тренера-преподавателя Попова А.М.

Тема: ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРЫЖКА В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ ФОСБЕРИ-ФЛОП ДЕТЕЙ 13-16 ЛЕТ

Прыжок в высоту – один их наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более чем столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития. Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. Особенно большие изменения происходили в технике прыжка. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов (даже и на уровне групп резерва – средний, старший возраст) в прыжках в высоту является эффективная спортивная техника.

Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движений, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высокого спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих, в конечном счете, конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена. В свою очередь, чем в большей степени при переходе через планку будет реализована достигнутая высота взлета, тем более высокий спортивный результат сможет показать спортсмен.

Целевым назначением спортивной техники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого, индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата. Достижение этой цели связано с решением двух основных задач:

1. Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета.

2. Эффективно реализовать достигнутую высоту взлета при переходе через планку.

При анализе спортивной техники возникает необходимость условно разделить целостное упражнение на основные фазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательной зависимости. Выделяют четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег выполняется в начале по прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35-38о по отношению к планке. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов, причем выполняется разбег после предварительного подхода или подбежки в 3-4 шага.

Отталкивание. В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки. Мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе через планку руки расположены вдоль тела. Далее спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, входит головой и плечами на планку. А над планкой прыгун, прогибаясь, поднимает таз, выводя ОМЦ за пределы планки. Глову необходимо держать подбородком на себя.

Приземление осуществляется в стойку на лопатки с последующим кувырком назад через голову.

Вопросы начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно. Согласно рекомендациям авторов, прежде чем приступить к обучению технике прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп», каждому тренеру необходимо четко сформулировать конечную цель обучения, установить последовательность решения задач обучения, отобрать эффективные средства решения поставленных задач, продумать последовательность их применения и методические указания, которые необходимо будет использовать при выполнении тех или иных упражнений. По своей сути весь это процесс есть не что иное, как составление ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.


Конечной целью начального обучения является освоение рациональной структуры целостного прыжка в высоту. В качестве системообразующего фактора в процессе начального обучения выступают указания, замечания и оценка тренера о качестве выполнения имитационных, подводящих и специальных упражнений и складывающиеся при этом представления и ощущения спортсмена.

Процесс освоения целостной структуры прыжка складывается из решения следующих задач:

  1. Создать у занимающихся верное представление об эффективной технике прыжка в высоту
  2. Освоить технику выполнения отталкивания
  3. Освоить технику выполнения перехода через планку и приземления
  4. Освоить технику разбега
  5. Освоить технику сочетания разбега с отталкиванием
  6. Освоить целостную структуру прыжка

Решение первой задачи обучения начинается с формирования зрительно-логического образа техники прыжка в высоту. Полное представление об изучаемой спортивной технике можно создать лишь при практическом выполнении спортсменом согласно соревновательному упражнению и его отдельных элементов. Решение последующих задач может осуществляться последовательно или комплексно. Рассмотрим варианты последовательности применения средств обучения в зависимости от индивидуальных возможностей начинающих спортсменов.

Вариант 1. Последовательность применения средств обучения (исходя из собственного опыта работы) для занимающихся, обладающих хорошим беговым ритмом:
1. Бег в структуре разбега по прямой  
2. Бег в структуре разбега по виражу  
3. Бег в структуре разбега по дугообразному разбегу  
4. Пробегание по разбегу с обозначением отталкивания      
5. Пробегание по разбегу с обозначением отталкивания, в секторе для прыжков в высоту. После отталкивания – взлет вверх – вперед- вдоль планки, установленной на высоте роста спортсмена  
6. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть в положение – сидя- на горку матов
7. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку
8. Целостный прыжок в высоту с разбега

Вариант 2. Последовательность применения средств обучения для занимающихся, обладающих достаточно высоким показателем скоростно-силовой подготовки и «взрывных» способностей:
1. Имитация маховых движений рук в отталкивании
2. Имитация махового движения «свободной» ноги в отталкивании  
3. Имитация маховых движений «свободной» ноги и рук в отталкивании
4. Выпрыгивание вверх, перекатываясь с пятки на носок на каждый шаг
5. Выпрыгивания вверх, прекатываясь с пятки на носок с акцентом на толчковую ногу
6. Тоже, что упражнение 5 по кругу  
7. Тоже, что упражнение 5, по дугообразному разбегу  
8. Два выпрыгивания вверх с акцентом на толчковую ногу по дугоборазному разбегу, после 3-го выпрыгивания запрыгнуть в положение сидя на горку матов
9. Тоже, что и упражнение 8, запрыгнуть в положение перехода через планку на стопку матов
10. Тоже, что упражнение 8, с преодоление планки  
11. По прямой три выпрыгивания вверх, перекатываясь с пятки на носок с акцентом на толчковую ногу – три беговых шага, выпрыгивание вверх- вперед    
12. Тоже, что упражнение 11, по дугообразному разбегу. После выполнения трех беговых шагов выпрыгунть вперед-вверх вдоль планки, установленной на высоте роста спортсмена.  
13. Тоже, что упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение сидя  
14. Тоже, что упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку    
15. Тоже, что упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов отталкивание с последующим переходом через планку  
16. В беге по прямой серийные выпрыгивания вверх на каждый третий шаг.  
17. Тоже. что упражнение 16, в беге по кругу.    
18. Тоже, что упражнение 16, по дугообразному разбегу, последним отталкивании выпрыгивание вверх-веред вдоль планки, установленной на высоте роста спортсмена.
19. Тоже, что упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение сидя  
20. Тоже, что упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение прехода через планку    
21. Тоже, что упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания преодолеть планку.  
22. По дугообразному разбегу с шести шагов выполнить три беговых шага, выпрыгнуть вверх – вперед водль планки, установленной на уровне роста спортсмена     23. Тоже, что упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение сидя    
24. Тоже, что упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку  
25. Тоже, что упражнение 22. После отталкивания преодолеть планку. В дальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартных беговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание на последних перед отталкиванием трех шагах.

Вариант 3. Последовательность применения средств обучения для занимающихся, не обладающих достаточным уровнем «взрывных» способностей
1. Стоя на паралоновых матах, упасть на спину, руки вдоль туловища, подбородок взят на себя  
2. Имитация перехода через планку из положения лежа на спине на матах. Согнуть ноги, упереться стопами, высоко поднять таз  
3. Имитация перехода через планку из положения лежа на спине, ноги подняты вверх, упираются стопами в стенку или руки партнера. Опираясь на плечи, высоко поднять таз. После фиксации положения перехода через планку опустить таз, выпрямить колени или выполнить кувырок назад.
4. Имитация перехода через планку в висе на перекладине. Это упражнение можно выполнять как самостоятельно, так и с помощью партнера.  
5. Имитация прехода через планку из исходного положения стоя на паралоновых матах – оттолкнуться и приземлиться в стойку на лопатках. Подбородок взят на себя    
6. Прыжки в высоту с места с двух ног из положения стоя спиной к натянутой на стойках резинке. Желательно, чтобы именно отталкивание было на одном уровне с местом приземления. Высокое расположение места отталкивания позволяет лучше почувствовать движение над планкой. Прыжки в высоту с двух ног с подбега, разбегаясь по прямой перпендикулярно планке.   
7. Прыжки в высоту с двух ног с пробега, разбег выполняется по дуге  
8. Прыжки в высоту с одного, двух, трех шагов разбега, отталкиваясь с возвышения (10- 20 см).  
9. Тоже, что упражнение 8, но в обычных условиях, постепенно удлиняя разбег до 8-10 беговых шагов.

Этот вариант последовательности применения средств обучения приемлем для начинающих спортсменов, не обладающих смелостью выполнять приземление на спину или в стойку на лопатки, вследствие недостаточной предварительной акробатической подготовленности, кроме того, не обладающих умением отталкиваться на скорости, но, однако обладающих хорошей беговой структурой движения.

Данные программы последовательности обучения основам прыжка в высоту помогают подобрать индивидуальный маршрут обучения каждому молодому спортсмену.

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018