Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Попов А.М. Внедрение системы физических упражнений для профилактики перенапряжений и травм опорно-двигательного аппарата в учебно-тренировочный процесс юных многоборцев

 

Анализ «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и аналогичных основополагающих документов РФ показывают, что растет необходимость соблюдения правила «результат – без негативных последствий». Таким образом, одним из основных ориентиров процесса спортивной подготовки сегодня является бережное отношение к здоровью спортсменов. Это стимулирует формирование социально ответственной позиции у всех субъектов спортивной отрасли. Поэтому все более актуальным в процессах физического воспитания и спортивной подготовки становятся работы ученых, тренеров, методистов, спортивных врачей по внедрению здоровьесберегающих технологий для создания современной системы многолетней подготовки спортсменов.Современные реалии таковы, что, по оценкам социологов более 80% россиян среди жизненных ценностей на 1-е место ставят здоровье. Только в здоровом обществе рождаются и развиваются таланты, появляются выдающиеся спортсмены и ставятся мировые рекорды, которыми гордится вся страна. Но, к сожалению, по оценкам Минздравсоцразвития России, в течение последнего десятилетия в России наблюдается ухудшение здоровья и физической подготовленности населения. Около 70% учащихся имеют нарушения здоровья и только 14% учащихся старших классов могут считаться полностью здоровыми. Исходя из условий этих реалий, приходится строить свою работу всем тренерам детско-юношеских спортивных школ по разным видам спорта. Тенденция одинакова - в группы приходят дети, готовые заниматься, участвовать в соревнованиях. Но, чаще всего,физические кондиции данных детей далеки от идеальных критериев спортивного отбора. Поэтому традиционные методики спортивной тренировки должны быть адаптированы к современным показателям здоровья юных спортсменов, во избежание травм и других негативных последствий для их организма. Особенно трудно приходится специалистам в сложнокоординационных и трудоемких видах. Как раз к таким и относится легкоатлетическое многоборье.Отсутствие сведений о взаимосвязи оздоровительно-профилактических мероприятий и тренировочного процесса у легкоатлетов-многоборцев с целью оптимизации последнего, их влиянии на эффективность и результативность тренировочных занятий, выборе и подборе средств профилактики перенапряжений и травм ОДА позволили нам считать избранное направление исследования актуальным.

Именно поэтому, объектом исследования работы выбран учебно-тренировочный процесс у юных многоборцев в учебно-тренировочных группах 4-5 годов обучения (14-16 лет).

Предмет исследования: Методика применения средств профилактики перенапряжения опорно-двигательного аппарата (ОДА) в тренировочном процессе юношей – многоборцев.

Задачи исследования:

1. Определить причины и механизмы возникновения повреждений и заболеваний ОДА в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, меры его профилактики.

2. Обосновать необходимость использования в профилактике перенапряжения ОДА специальных физических упражнений различной направленности, способствующих уменьшению микротравм на учебно-тренировочных занятиях с юными многоборцами.

3. Выявить и показать примеры оздоровительно-реабилитационных упражнений как основных профилактических средств перенапряжения ОДА и снижения риска возникновения травм при построении недельного тренировочного микроцикла.

4. Определить наиболее часто встречающиеся травмы у юных многоборцев и дать рекомендации по их профилактике с помощью корригирующих упражнений.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ, обобщение данных специальной и научно-методической литературы, Интернет-ресурсов.

2. Беседы и тематические консультации с медицинскими работниками, работающими в области спортивной и балетной травмы.

3. Опрос тренеров, работающих с юными и высококвалифицированными многоборцами.

4. Педагогическое наблюдение.

На основании анализа научно-методической литературы и Интернет-ресурсов(более 20 источников), бесед и тематических консультаций с медицинскими специалистами в области спортивной и балетной травмы были сделаны следующие обобщающие выводы по исследуемой теме:

1. Спортивная травма – это повреждение тканей и органов в процессе занятий физической культурой и спортом в результате воздействия на них физического фактора, превышающего их биологическую прочность. Многолетние изучения локализации спортивных травм поспособствовали выявлению самых слабых звеньев локомоторного аппарата легкоатлетов. (Самым уязвимым звеном считается коленный сустав, около половины патологий приходится на него.На втором месте находится голеностопный сустав, повреждения которого отмечаются примерно у 20% спортсменов, по 10% занимают травмы поясничного и грудного отдела позвоночника, по 5% повреждения области бедра, кисти и плечевого и локтевого суставов.)

2. При неправильной методике тренировок, длительных чрезмерно форсированных нагрузках возникают микротравмы. Их накопление приводит к возникновению патологического процесса, при котором нарушается трофика и структура мышечной ткани, суставного хряща, надкостницы, кости (т.е. к развитию «микротравматической» болезни); при большей или меньшей степени утомления мышцы в ней возникает «моторная волна»(т.е. спазм мышечного пучка). При длительных изменениях, когда крупные и мелкие пучки внутри мышцы находятся в состоянии гипертонуса или спазма, кровоснабжение в них и в окружающих тканях ухудшается. Таким образом, перенапряжения ОДА резко снижают кровоснабжение, ухудшают питание тканей, что и приводит к различным дистрофическим, а позднее и дегенеративным изменениям в тканях и органах.

3. Многочисленными исследованиями показано, что у девушек спортивные травмы встречаются реже, чем у юношей. Наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 15 лет, достигая максимума в 13-15 лет.

4. Чаще всего в основе травмы лежит перегрузочный эффект. Перегрузочные травмы – это травмы, которые развиваются постепенно, в результате повторяющегося перенапряжения или повреждения того или иного органа или участка тела. В этих случаях причиной травмы является не конкретное событие, а перегрузочный эффект.

5. Понимание причин и механизмов возникновения повреждений и заболеваний ОДА является неотъемлемой частью всего комплекса знаний, необходимых тренерам в их профессиональной деятельности. Эта проблема тем более актуальна, что большинство специалистов, работающих в области спортивной травматологии, отмечает тенденцию роста числа травм ОДА и возникновения посттравматических заболеваний при занятиях спортом. Только разбираясь в вопросах этиологии и патогенеза спортивного травматизма, можно рассчитывать на эффективность профилактических и реабилитационных мероприятий.

6. Те средства, методы и объемы тренировочных воздействий, которые использовались тренерами 5-10 лет, назад совершенно неприемлемы для современных школьников. Это связанно с тем, что большинство из них (75%) страдают от последствий малоподвижного образа жизни, что ведет к формированию гипокинетического синдрома, который характеризуется отклонениями в состоянии здоровья, такими, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопления избыточной массы тела, остеопороз и т.д. Все это приводит к снижению внутренней прочности ОДА, что является пусковым механизмом возникновения травмы. (При анализе более 150 тысяч травм, полученных при занятиях на уроках физической культуры и при занятиях спортом, – 84% травмированных детей получили травмы при падении с высоты своего роста.Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности).И если ребенок пришел в секцию, начал заниматься, тренер должен помнить, что последствия предыдущего образа жизни молодого спортсмена будет трудно преодолеть даже за несколько тренировочных лет. Со стороны тренера нужен очень осторожный и грамотный подход во избежание травм ОДА юного спортсмена.

Результаты анкетного опроса

Анкета была разработана для тренеров-преподавателей по легкоатлетическим многоборьям с целью выявления набора ведущих средств и методов профилактики перенапряжения ОДА любой локализации и снижения риска возникновения связанных с этим травм многоборцев различных возрастных групп. Всего было опрошено 15 респондентов с различным стажем работы.Все респонденты согласны с мнением, что современный спорт и высокие спортивные достижения, которыми характеризуются в последние годы почти каждый вид спорта, обязаны, прежде всего, включению в современную методику тренировочного процесса огромных физических и психических нагрузок.

Важно, что каждый из специалистов отмечает факт снижения общего уровня физического здоровья современных молодых спортсменов; и в этой связи, более низкий уровень ловкости, координационных, скоростных, скоростно-силовых, «взрывных» способностей своих учеников последних лет, снижение их способностей выдерживать должный и требуемый уровень тренировочных заданий, необходимость смягчать требования к пороговым уровням нагрузок для развития качеств и при обучении технике, возросшее количество случаев травм и их сложность.

Большинство тренеров говорит о том, что перенапряжения и травмы ОДА занимают ведущее место в патологии у спортсменов различных специализаций и квалификации, надолго лишая их возможности тренироваться и выступать в соревнованиях. Все усложняющиеся требования к спортивным занятиям и рост числа хронических заболеваний у спортсменов ведут, естественно, и к росту травм в спорте.

По всеобщему мнению опрошенных, этой тенденции можно противостоять, если больше внимания уделять профилактическим мерам, шире их пропагандировать. В качестве основных мер называют массаж классический и вакуумный, баню, растирания льдом, использование упражнений - встряхиваний для расслабления мышц ног и рук, упражнения на растяжку.

Такой подход не исключает необходимости разработок в легкой атлетике вообще (и в многоборьях, в частности) оздоровительной физической культуры, или, вернее говоря, применения специальных упражнений, способных снизить перенапряжения и травмы у спортсменов. Все выше изложенное свидетельствует о том, что избранная для исследования проблема имеет актуальное значение для улучшения системы подготовки юных многоборцев, повышения их спортивных результатов и профилактику травматизма.

После анализа данных научно-методической литературы, Интернет-ресурсов, результатов, полученных в ходе анкетирования и педагогического наблюдения учебно-тренировочных занятий ведущих тренеров России и Санкт-Петербурга по многоборьям, стало понятно, что в современных реалиях необходимо уметь не только нагружать спортсмена, но в равной мере следует учиться реабилитировать. Восстановление обычно использовали после тренировки. Теперь оно должно найти свое место внутри каждого задания. Опорно-двигательный аппарат (позвоночник, тазобедренный сустав, колено, стопа) требует одновременного применения не только тренирующих воздействий, но и реабилитационных. Задача реабилитационных воздействий ­– снять отрицательные ощущения от предыдущей нагрузки и создать условия для подготовки к новой, для ее более качественного выполнения. Она должна иметь конкретно направленный характер на работавшую группу мышц и суставов. Это необходимо для восстановления утраченных возможностей и улучшения работоспособности, снятие явлений перенапряжения в опорно-двигательном аппарате и профилактику травматизма.

 

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018