Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Васильева Т.В. Техническая подготовка спринтеров на этапе начальной подготовки.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   стр. 3
 1. Спортивная подготовка как педагогическая система комплексного воздействия   стр. 3
 2. Возрастные особенности подготовки легкоатлетов-спринтеров   стр. 4
 3. Обучение технике спринтерского бега   стр. 5
 Приложение   стр. 9
 Список литературы   стр. 11

 

ВВЕДЕНИЕ

Спринтерский бег занимает ведущее место в легкой атлетике. Кроме этого, всеми лег­коатлетами и представителями других видов спорта бег с максимальной скоростью использует­ся как тренировочное средство для развития выносливости и скоростно-силовых качеств. Заме­тим, что, несмотря на то, что все начинающие легкоатлеты имеют навыки в беге, в процессе тренировки спринтеров приходится уделять много внимания обучению и совершенствованию техники, в связи с тем, что техника спринтерского бега значительно отличается по своей эф­фективности от техники бега на средние и длинные дистанции.

Спортивная практика свидетельствует о низком уровне технической подготовленно­сти большинства занимающихся в беге на короткие дистанции.

В большинстве случаев многие тренеры считают главным развитие общей физической подготовки и совершенствование физической координации, но, как правило, не обращают вни­мания на особенности техники локомоторных движений.

Однако очень важно использовать определенную методику применения средств техни­ческой подготовки, влияющих на спортивную результативность юных спринтеров на этапе начальной специализации.

 

1. Спортивная подготовка как педагогическая система комплексного воздей­ствия

Функционирование многолетней системы спортивной подготовки детей и подростков ос­новывается на результатах исследований педагогики и психологии, биологии и физиологии, биохимии и других научных дисциплин, позволяющих эффективно организовывать педагоги­ческий процесс с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.

Применение большого количества информации при разработке основных закономерностей многолетней спортивной подготовки требуют соответствующего методологического подхода. Впервые в теории спорта такой подход, получивший в науке название системного, был осу­ществлен Н.Г. Озолиным (1982) и детализирован В.Н. Платоновым (1986).Спортивная подго­товка рассматривается как целостная единая педагогическая система с множеством взаимосвя­занных и взаимообуславливающих компонентов.

Изучение целого происходит через анализ структуры, в описании которой предусматрива­ется рассмотрение таких моментов, как взаимосвязь элементов, отношения и связи, системооб­разующие связи, иерархическое строение, поведение элементов и структуры в целом. Применяя идеи системного подхода, ученые достаточно объективно разработали основные цели и задачи, принципы, методы и средства спортивной подготовки, формы занятий, тренировочные циклы.

Таким образом, в настоящее время разработаны основные положения управления как об­щей системы спортивной подготовки детей и подростков, так и ее отдельными компонентами - физической, технической, теоретической, тактической и пси­хологической.

Управление спортивной подготовкой предусматривает детальное изучение объекта, на ко­торый направлено педагогическое воздействие. Этот объект растущий, развивающийся орга­низм юного спортсмена, процессы которого подчинены определенным закономерностями.

Изучение закономерности развития растущего организма юных спортсменов, особенно­стей их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам и многих других данных позволило определить структуру и содержание спортивной подготовки детей и подростков как педагогической системы, разработать основы теории и методики детского и юношеского спор­та.

Спортивная подготовка детей и подростков достигает своей цели в том случае, если тренер рассматривает и организует ее как педагогическую систему, состоящую из множе­ства взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение индивидуумом высокого уровня спортивного совершенства.

Ученые разработали структуру и содержание многолетней спортивной подготовки, которая под­разделяется на пять этапов: начальная подготовка и базовая подготовка; максимальная реа­лизация индивидуальных способностей спортсмена; сохранение и поддержание достигнутого уровня спортивного мастерства. Продолжительность каждого этапа многолетней подготовки зависит от уровня спортивной одаренности и в среднем составляет не менее 2-3 лет. Такая си­стема многолетней спортивной подготовки позволяет целенаправленно осуществлять учебно- тренировочный процесс, который на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями спортсмена. Кроме этого уста­новлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функцио­нирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. При этом модельные характери­стики конкретизируются и расширяются применительно к конкретному виду спорта. Учет закономерностей индивидуального развития человека необходим, прежде всего, в пе­риод активного роста и развития спортсмена. Физические нагрузки и их интенсивность должны согласовываться с изменениями, происходящими в организме, как целостной системе, в про­цессе развития которого наблюдаются периоды как пониженной, так и повышенной его надеж­ности. Эти изменения носят периодический характер и отражают общий биологический ритм, который проявляется не только в многолетнем учебно-тренировочном процессе, но и в течение суток, месяца, года.

Единство биологии развития спортсмена и педагогического тренировочного прогресса - основной принцип построения всей многолетней системы спортивной подготовки.

Учебно-тренировочное занятие на начальном этапе многолетней спортивной подготовки направленного в основном на всесторонне развитие физических и координационных способно­стей юного спортсмена и носит общефизическую направленность. На последующих этапах все большее значение приобретают специальные способности, и тренировочные занятия становятся все более специализированные.

В учебно-тренировочном процессе реализуются не только общие принципы обучения и воспитания юного спортсмена, но и специальные, присущие только системе спортивной подго­товки, а именно: направленность на совершенствование специальных способностей и их мак­симальное развитие; единство общей и специальной подготовки; непрерывность и волнообразность динамики тренировочных нагрузок, цикличность учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, спортивная подготовка позволяет не только развить индивидуальные спо­собности, но и достигнуть высокого уровня общей физической подготовленности, обеспечить оптимальный уровень физического совершенствования детей и подростков.

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018