Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Васильева Т.В. Техническая подготовка спринтеров на этапе начальной подготовки.

3. Обучение технике спринтерского бега

Процесс обучения техники легкоатлетических упражнений условно подразделяется на три этапа: начальный этап обучения; этап овладения техникой в целом и этап овладения индивиду­ализированной техникой и спортивным мастерством. Условное деление целостного процесса обучения на этапы, по мнению автора, позволяет более четко определить задачи и применить для их решения наиболее действенные средства. При этом уже на первом этапе овладения дви­гательными действиями обучение нужно всемерно индивидуализировать.

Многими авторами отмечается тесная связь между формированием двигательного навыка и повышением уровня развития физических качеств. Данная связь говорит об условности деле­ния педагогического процесса на тренировку и обучение. Тем не менее, выделение обучения из общего процесса спортивной подготовки легкоатлета обеспечивает более полное решение зада­чи, стоящей на первом этапе спортивной тренировки - формирование двигательного навыка. В тоже время необходимо помнить, что выполнение различных физических упражнений неиз­бежно отражается на уровне развития физических качеств.

Двигательный навык формируется успешно в том случае, если обучение с самого начала ведется при правильной и наиболее эффективной для спортивного результата координации движений.

Есть мнение о том, что формированию двигательных навыков должна предшествовать ра­бота, направленная на развитие физических качеств, которые проявляются в приобретенных навыках, так как существует высокая органическая связь между развитием физических качеств и дальнейшим совершенствованием техники движений.

При выборе путей изучения техники того или иного вида легкой атлетики нужно иметь в виду, что первоочередной задачей обучения является овладение основой техники любого физи­ческого упражнения. При этом используются практические методы обучения. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения, эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание упражнения по частям и в целом) и частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательный метод). Эти различия относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации.

При использовании расчлененного метода обучения, нужно учитывать, что техника каж­дого вида легкой атлетики не является механической суммой простых движений. Каждая часть упражнения, выполняемая вне целостного упражнения, неизбежно несколько изменяется в сво­ем начале и в конце. Следовательно, нужно стремиться к возможно меньшему расчленению и приступать к объединению частей, не доводя навыки до полного автоматизма. Это поможет из­бежать трудностей при последовательном выполнении всех элементов техники в целом.

Следует отметить педагогические преимущества основных методов обучения при разучивании упражнения по частям:

- облегчается процесс усвоения двигательного действия;

- процесс обучения становится более интересный и разнообразный;

- создаются предпосылки для сравнительно быстрого восстановления утраченных навыков.

Необходимо отметить, что данный метод незаменим при изучении координационно сложных действий.

Таким образом, разучивание упражнения по частям помогает творчески подходить к ана­лизу изучаемых действий и не позволяет воспринимать действия только с его внешней стороны.

В тех случаях, когда техника является не сложной, лучше изучать ее при целостном вы­полнении, акцентируя вначале внимание на более важных ее частях.

Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений, элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе более простых временных связей, которые вследствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

М. Шур (2002) указывает на то, что если в ходе овладения техникой возникают ошибочные движе­ния, то их следует исправлять путем вычленения из целостного двигательного акта, а уже ис­правленный элемент «вставлять в упражнение». Этому не в малой степени могут способство­вать специально подводящие упражнения. Обучение технике бега на короткие дистанции - длительный и не­прерывный процесс. Задача обучения рациональной технике облегчается, если спортсмен начинает заниматься бегом с раннего возраста.

Педагогические задачи обучения и совершенствования бега на скорость для первоклассни­ков включают: совершенствование общих основ техники быстрого бега; повышение длины бе­говых шагов; амплитуды движений маховой ноги во время бега; развитие быстроты; скоростно-силовых возможностей и гибкости.

На первых занятиях необходимо ознакомить занимающихся с особенностями техники спортивного бега, а также создать у них наиболее полное и правильное представление. Для этого используются общепеда­гогические методы показа, рассказа и объяснения.

Одной из особенностей является то, что обучение техники спортивного бега детей начина­ется не в такой последовательности, как при обучении другим видом легкой атлетики. Это свя­занно с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать.

В данной связи необходимо отметить, что обучать элементам техники различных видов легкой атлетики следует: в одних случаях - в той последовательности, как они следуют друг за другом при выполнении всего упражнения (прыжки в высоту); в других - начинается с послед­них (метание диска, копья), в-третьих - в произвольной последовательности (бег на короткие дистанции, барьерный бег и другое).

Обучение спортивному бегу рекомендуется начинать со средних дистанций с последую­щим переходом к коротким дистанциям.

Анализ специальной литературы позволяет определить последовательность обучения тех­ники спринтерского бега, которая в целом сводится к следующему: бег по прямой, бег по пово­роту, низкий старт и стартовый разгон, финиширование, обучение бегу в целом.

Обучение технике спринтерского бега лучше всего происходит в беге в равномерном тем­пе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до макси­мальной; при выходах со старта с различной интенсивностью.

Стремление бежать с максимальной скоростью при не усвоенной технике и недостаточной физической подготовленности, почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избе­жать этого с первых занятий следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 % интенсивности, так как при свободном, ненапряженном беге спортсмену легче осуществлять самоконтроль сво­их движений.

С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует, что появляются напряженность, закрепощение мускулатуры и скован­ность движений, тренировочную скорость нужно снижать. В результате совершенствования двигательных навыков время появления излишнего напряжения будет отодвигаться, и как след­ствие, повышаться скорость бега.

Для овладения техникой спринтерского бега и ее дальнейшего совершенствования в млад­ших и средних классах, длину дистанции с 20-3Ом, постепенно увеличивают до 70м (скоростной бег) и 80м (бег с ускорением). При этом первые ускорения и скоростной бег проводят на малых скоростях и с малым числом повторений, которые постоянно увеличиваются.

Известно, что темп - один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) - не увеличивается, начиная с 12-13- летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрирова­ны у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9-12 лет, целесообразно воспитывать быст­роту с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение часто­ты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движе­ний; эстафеты.

Помимо развития скоростных качеств юных спортсменов, следует уделять большое вни­мание освоению двигательных навыков и умений в спортивном беге. В данной связи следует отметить, чем богаче у спортсмена будет запас двигательных навыков, тем он эффективнее со­вершенствует свою технику. При этом запас двигательных навыков создается широким приме­нением различных обще- развивающих и специально-подготовительных упражнений.

Анализ специальной литературы позволил обозначить некоторые факторы, от которых зависит результат в спринтерском беге и, на которые тренерам и юным спортсменам следует об­ратить внимание при дальнейшей совместной работе:

-способности спортсмена быстро реагировать на стартовый сигнал;        

- способности к ускорению;

- способности приближения к уровню максимальной скорости;

- к уровню специальной скоростной выносливости (способности спортсмена как можно дольше поддерживать максимальную скорость).

Одним из перечисленных факторов, оказывающих существенное влияние на результат в спринтерском беге, является уровень максимальной скорости бега спортсмена. Таким образом, одной из важнейших задач, является повышение у спринтеров скоростных аб­солютных способностей. Вместе с этим, скоростные способности весьма трудно поддаются раз­витию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничено. В процессе спортивной тренировки спринтеров повышение скорости движений достигается не столько воздействием на собственно скоростные способности, сколь­ко через развитие силовых и скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, совершен­ствование техники движений.

Системный подход ставит перед собой определенную задачу - изучение объекта как си­стемы, в которой множество элементов взаимосвязаны и образуют при этом единое целое. Системный подход при анализе техники спринтерского бега является средством объективизации (выделе­ния в качестве объекта исследования) целостного двигательного действия. В связи с этим, целью предметного анализа техники спринтерского бега, являлась ее структура и связь между элемен­тами этой структуры. При этом, исходя из того, что совокупность элементов техники спринтер­ского бега не может сочетаться произвольным образом, следовательно, способ связи элементов частично определяется свойствами элементов, взятых для ее построения.

В приложении 1 представлен системно-структурный анализ техники бега с максимальной ско­ростью. Выделенные в целостной структуре элементы представляют собой те элементы техни­ки, от правильности выполнения которых, в известной степени зависит повышение скорости в спринтерском беге; в приложении 2 - комплекс специально подводящих упражнений, выполня­емых с продвижением, комплекс имитационных упражнений, которые позволяют овладеть ключевыми элементами спринтерского бега, комплекс специально подводящих упражнений, имеющих локальное воздействие.

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018