Васильева Т.В. Техническая подготовка спринтеров на этапе начальной подготовки.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «МАНЕЖ»

 

 

Методическая разработка
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

 

 

Выполнил:
Тренер-преподаватель
С-Пб ГБОУ ДОД ДЮСШ
Петродворцового района С-Пб «Манеж»
Васильева Татьяна Владимировна

 

 

Санкт–Петербург 2017 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   стр. 3
 1. Спортивная подготовка как педагогическая система комплексного воздействия   стр. 3
 2. Возрастные особенности подготовки легкоатлетов-спринтеров   стр. 4
 3. Обучение технике спринтерского бега   стр. 5
 Приложение   стр. 9
 Список литературы   стр. 11

 

ВВЕДЕНИЕ

Спринтерский бег занимает ведущее место в легкой атлетике. Кроме этого, всеми лег­коатлетами и представителями других видов спорта бег с максимальной скоростью использует­ся как тренировочное средство для развития выносливости и скоростно-силовых качеств. Заме­тим, что, несмотря на то, что все начинающие легкоатлеты имеют навыки в беге, в процессе тренировки спринтеров приходится уделять много внимания обучению и совершенствованию техники, в связи с тем, что техника спринтерского бега значительно отличается по своей эф­фективности от техники бега на средние и длинные дистанции.

Спортивная практика свидетельствует о низком уровне технической подготовленно­сти большинства занимающихся в беге на короткие дистанции.

В большинстве случаев многие тренеры считают главным развитие общей физической подготовки и совершенствование физической координации, но, как правило, не обращают вни­мания на особенности техники локомоторных движений.

Однако очень важно использовать определенную методику применения средств техни­ческой подготовки, влияющих на спортивную результативность юных спринтеров на этапе начальной специализации.

 

1. Спортивная подготовка как педагогическая система комплексного воздей­ствия

Функционирование многолетней системы спортивной подготовки детей и подростков ос­новывается на результатах исследований педагогики и психологии, биологии и физиологии, биохимии и других научных дисциплин, позволяющих эффективно организовывать педагоги­ческий процесс с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.

Применение большого количества информации при разработке основных закономерностей многолетней спортивной подготовки требуют соответствующего методологического подхода. Впервые в теории спорта такой подход, получивший в науке название системного, был осу­ществлен Н.Г. Озолиным (1982) и детализирован В.Н. Платоновым (1986).Спортивная подго­товка рассматривается как целостная единая педагогическая система с множеством взаимосвя­занных и взаимообуславливающих компонентов.

Изучение целого происходит через анализ структуры, в описании которой предусматрива­ется рассмотрение таких моментов, как взаимосвязь элементов, отношения и связи, системооб­разующие связи, иерархическое строение, поведение элементов и структуры в целом. Применяя идеи системного подхода, ученые достаточно объективно разработали основные цели и задачи, принципы, методы и средства спортивной подготовки, формы занятий, тренировочные циклы.

Таким образом, в настоящее время разработаны основные положения управления как об­щей системы спортивной подготовки детей и подростков, так и ее отдельными компонентами - физической, технической, теоретической, тактической и пси­хологической.

Управление спортивной подготовкой предусматривает детальное изучение объекта, на ко­торый направлено педагогическое воздействие. Этот объект растущий, развивающийся орга­низм юного спортсмена, процессы которого подчинены определенным закономерностями.

Изучение закономерности развития растущего организма юных спортсменов, особенно­стей их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам и многих других данных позволило определить структуру и содержание спортивной подготовки детей и подростков как педагогической системы, разработать основы теории и методики детского и юношеского спор­та.

Спортивная подготовка детей и подростков достигает своей цели в том случае, если тренер рассматривает и организует ее как педагогическую систему, состоящую из множе­ства взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение индивидуумом высокого уровня спортивного совершенства.

Ученые разработали структуру и содержание многолетней спортивной подготовки, которая под­разделяется на пять этапов: начальная подготовка и базовая подготовка; максимальная реа­лизация индивидуальных способностей спортсмена; сохранение и поддержание достигнутого уровня спортивного мастерства. Продолжительность каждого этапа многолетней подготовки зависит от уровня спортивной одаренности и в среднем составляет не менее 2-3 лет. Такая си­стема многолетней спортивной подготовки позволяет целенаправленно осуществлять учебно- тренировочный процесс, который на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями спортсмена. Кроме этого уста­новлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функцио­нирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. При этом модельные характери­стики конкретизируются и расширяются применительно к конкретному виду спорта. Учет закономерностей индивидуального развития человека необходим, прежде всего, в пе­риод активного роста и развития спортсмена. Физические нагрузки и их интенсивность должны согласовываться с изменениями, происходящими в организме, как целостной системе, в про­цессе развития которого наблюдаются периоды как пониженной, так и повышенной его надеж­ности. Эти изменения носят периодический характер и отражают общий биологический ритм, который проявляется не только в многолетнем учебно-тренировочном процессе, но и в течение суток, месяца, года.

Единство биологии развития спортсмена и педагогического тренировочного прогресса - основной принцип построения всей многолетней системы спортивной подготовки.

Учебно-тренировочное занятие на начальном этапе многолетней спортивной подготовки направленного в основном на всесторонне развитие физических и координационных способно­стей юного спортсмена и носит общефизическую направленность. На последующих этапах все большее значение приобретают специальные способности, и тренировочные занятия становятся все более специализированные.

В учебно-тренировочном процессе реализуются не только общие принципы обучения и воспитания юного спортсмена, но и специальные, присущие только системе спортивной подго­товки, а именно: направленность на совершенствование специальных способностей и их мак­симальное развитие; единство общей и специальной подготовки; непрерывность и волнообразность динамики тренировочных нагрузок, цикличность учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, спортивная подготовка позволяет не только развить индивидуальные спо­собности, но и достигнуть высокого уровня общей физической подготовленности, обеспечить оптимальный уровень физического совершенствования детей и подростков.


2. Возрастные особенности подготовки легкоатлетов – спринтеров

Особенностью подготовки юных спринтеров в возрасте 9-11 лет является применение иг­рового метода, как средства обучения технике легкоатлетических видов, так и средства разви­тия физических качеств и координации движений. Главная задача активизировать развитие де­тей на базе занятий разносторонней физической подготовкой; овладения занимающимися осно­вами легкоатлетических движений.

Необходимо отметить, что в младшем возрасте дети обладают способностью овладевать техникой сложных движений. Они хорошо воспринимают новые упражнения, однако, чаще всего выделяют наиболее запоминающиеся детали. В связи с этим, при обучении технике легко- атлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод обучения, что позволит юным легкоатлетам усвоить главное в содержании упражнения.

В возрасте 12-15 лет главной задачей в подготовке спринтеров является разучивание и вы­полнение целостного двигательного действия. Этому возрасту соответствуют период стабили­зации двигательного навыка в соревновательном упражнении. Бурное развитие двигательной функции, присуще подростковому возрасту, при­водит к тому, что по многим основным показателям оно мало отличается от двигательных функций взрослых людей. Однако, на фоне общего совершенствования двигательной функции, у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации дви­жений, снижение их точности. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мы­шечной силы и непропорционально возросшего веса. Учитывая это, для предупреждения вре­менной дискоординации, следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного полового созревания и не торопиться с окончательными выводами о спортивных способностях подростков. Для этого возрастного периода характерно повышение объема более специализи­рованной работы по совершенствованию двигательного навыка, развития специальных физиче­ских качеств и психологической подготовки, необходимой для участия в соревнованиях. Более широко применяется метод расчлененного обучения технике соревновательного легкоатлетиче­ского упражнения.

В возрасте от 12 до 16 лет используются гимнастические и акробатические упражнения, спортивные и, прежде всего, подвижные игры, бросковые упражнения, легкоатлетические прыжки и т.д. для укрепления связочного аппарата, развития гибкости и увеличения силы мышц. Спортивные и подвижные игры повышают интерес к занятиям, развивают ловкость и быстроту движений.

Наиболее значительные темпы развития силовых способностей (по показателям прироста абсолютных величин внешне проявляемой силы) отмечается у подростков и юношей 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек несколько раньше. Причем, самыми высокими темпами увели­чиваются показатели силы крупных мышц-разгибателей туловища и ног. В связи с этим, в тре­нировке целесообразно применение упражнений характеризующих силовой потенциал: жим штанги двумя руками из положения лежа; подъем штанги на грудь в высокую стойку; встава­ние со штангой на плечах из глубокого приседа и т.д. Результаты, достигнутые в данных сило­вых упражнениях, создают базовые предпосылки для развития скоростно-силовых качеств.

Относительные же показатели силы (в расчете на 1 кг веса собственного тела) особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11 лет, а для некоторых мышечных групп еще раньше. Различные прыжки в возрасте до 13 лет являются одним из основных средств развития скоростно-силовых качеств.

Важно помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно пре­одолеть влияние возбуждения, поэтому подростки (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности. Вместе с этим на нагрузки различного характера организм под­ростков реагирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового харак­тера переносятся легче, чем нагрузки связанные с проявлением выносливости и силы. Иссле­дованиями установлено, что подростковый возраст является особенно благоприятным для вос­питания скоростных и скоростно-силовых качеств.


3. Обучение технике спринтерского бега

Процесс обучения техники легкоатлетических упражнений условно подразделяется на три этапа: начальный этап обучения; этап овладения техникой в целом и этап овладения индивиду­ализированной техникой и спортивным мастерством. Условное деление целостного процесса обучения на этапы, по мнению автора, позволяет более четко определить задачи и применить для их решения наиболее действенные средства. При этом уже на первом этапе овладения дви­гательными действиями обучение нужно всемерно индивидуализировать.

Многими авторами отмечается тесная связь между формированием двигательного навыка и повышением уровня развития физических качеств. Данная связь говорит об условности деле­ния педагогического процесса на тренировку и обучение. Тем не менее, выделение обучения из общего процесса спортивной подготовки легкоатлета обеспечивает более полное решение зада­чи, стоящей на первом этапе спортивной тренировки - формирование двигательного навыка. В тоже время необходимо помнить, что выполнение различных физических упражнений неиз­бежно отражается на уровне развития физических качеств.

Двигательный навык формируется успешно в том случае, если обучение с самого начала ведется при правильной и наиболее эффективной для спортивного результата координации движений.

Есть мнение о том, что формированию двигательных навыков должна предшествовать ра­бота, направленная на развитие физических качеств, которые проявляются в приобретенных навыках, так как существует высокая органическая связь между развитием физических качеств и дальнейшим совершенствованием техники движений.

При выборе путей изучения техники того или иного вида легкой атлетики нужно иметь в виду, что первоочередной задачей обучения является овладение основой техники любого физи­ческого упражнения. При этом используются практические методы обучения. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения, эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание упражнения по частям и в целом) и частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательный метод). Эти различия относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации.

При использовании расчлененного метода обучения, нужно учитывать, что техника каж­дого вида легкой атлетики не является механической суммой простых движений. Каждая часть упражнения, выполняемая вне целостного упражнения, неизбежно несколько изменяется в сво­ем начале и в конце. Следовательно, нужно стремиться к возможно меньшему расчленению и приступать к объединению частей, не доводя навыки до полного автоматизма. Это поможет из­бежать трудностей при последовательном выполнении всех элементов техники в целом.

Следует отметить педагогические преимущества основных методов обучения при разучивании упражнения по частям:

- облегчается процесс усвоения двигательного действия;

- процесс обучения становится более интересный и разнообразный;

- создаются предпосылки для сравнительно быстрого восстановления утраченных навыков.

Необходимо отметить, что данный метод незаменим при изучении координационно сложных действий.

Таким образом, разучивание упражнения по частям помогает творчески подходить к ана­лизу изучаемых действий и не позволяет воспринимать действия только с его внешней стороны.

В тех случаях, когда техника является не сложной, лучше изучать ее при целостном вы­полнении, акцентируя вначале внимание на более важных ее частях.

Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений, элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе более простых временных связей, которые вследствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

М. Шур (2002) указывает на то, что если в ходе овладения техникой возникают ошибочные движе­ния, то их следует исправлять путем вычленения из целостного двигательного акта, а уже ис­правленный элемент «вставлять в упражнение». Этому не в малой степени могут способство­вать специально подводящие упражнения. Обучение технике бега на короткие дистанции - длительный и не­прерывный процесс. Задача обучения рациональной технике облегчается, если спортсмен начинает заниматься бегом с раннего возраста.

Педагогические задачи обучения и совершенствования бега на скорость для первоклассни­ков включают: совершенствование общих основ техники быстрого бега; повышение длины бе­говых шагов; амплитуды движений маховой ноги во время бега; развитие быстроты; скоростно-силовых возможностей и гибкости.

На первых занятиях необходимо ознакомить занимающихся с особенностями техники спортивного бега, а также создать у них наиболее полное и правильное представление. Для этого используются общепеда­гогические методы показа, рассказа и объяснения.

Одной из особенностей является то, что обучение техники спортивного бега детей начина­ется не в такой последовательности, как при обучении другим видом легкой атлетики. Это свя­занно с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать.

В данной связи необходимо отметить, что обучать элементам техники различных видов легкой атлетики следует: в одних случаях - в той последовательности, как они следуют друг за другом при выполнении всего упражнения (прыжки в высоту); в других - начинается с послед­них (метание диска, копья), в-третьих - в произвольной последовательности (бег на короткие дистанции, барьерный бег и другое).

Обучение спортивному бегу рекомендуется начинать со средних дистанций с последую­щим переходом к коротким дистанциям.

Анализ специальной литературы позволяет определить последовательность обучения тех­ники спринтерского бега, которая в целом сводится к следующему: бег по прямой, бег по пово­роту, низкий старт и стартовый разгон, финиширование, обучение бегу в целом.

Обучение технике спринтерского бега лучше всего происходит в беге в равномерном тем­пе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до макси­мальной; при выходах со старта с различной интенсивностью.

Стремление бежать с максимальной скоростью при не усвоенной технике и недостаточной физической подготовленности, почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избе­жать этого с первых занятий следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 % интенсивности, так как при свободном, ненапряженном беге спортсмену легче осуществлять самоконтроль сво­их движений.

С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует, что появляются напряженность, закрепощение мускулатуры и скован­ность движений, тренировочную скорость нужно снижать. В результате совершенствования двигательных навыков время появления излишнего напряжения будет отодвигаться, и как след­ствие, повышаться скорость бега.

Для овладения техникой спринтерского бега и ее дальнейшего совершенствования в млад­ших и средних классах, длину дистанции с 20-3Ом, постепенно увеличивают до 70м (скоростной бег) и 80м (бег с ускорением). При этом первые ускорения и скоростной бег проводят на малых скоростях и с малым числом повторений, которые постоянно увеличиваются.

Известно, что темп - один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) - не увеличивается, начиная с 12-13- летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрирова­ны у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9-12 лет, целесообразно воспитывать быст­роту с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение часто­ты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движе­ний; эстафеты.

Помимо развития скоростных качеств юных спортсменов, следует уделять большое вни­мание освоению двигательных навыков и умений в спортивном беге. В данной связи следует отметить, чем богаче у спортсмена будет запас двигательных навыков, тем он эффективнее со­вершенствует свою технику. При этом запас двигательных навыков создается широким приме­нением различных обще- развивающих и специально-подготовительных упражнений.

Анализ специальной литературы позволил обозначить некоторые факторы, от которых зависит результат в спринтерском беге и, на которые тренерам и юным спортсменам следует об­ратить внимание при дальнейшей совместной работе:

-способности спортсмена быстро реагировать на стартовый сигнал;        

- способности к ускорению;

- способности приближения к уровню максимальной скорости;

- к уровню специальной скоростной выносливости (способности спортсмена как можно дольше поддерживать максимальную скорость).

Одним из перечисленных факторов, оказывающих существенное влияние на результат в спринтерском беге, является уровень максимальной скорости бега спортсмена. Таким образом, одной из важнейших задач, является повышение у спринтеров скоростных аб­солютных способностей. Вместе с этим, скоростные способности весьма трудно поддаются раз­витию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничено. В процессе спортивной тренировки спринтеров повышение скорости движений достигается не столько воздействием на собственно скоростные способности, сколь­ко через развитие силовых и скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, совершен­ствование техники движений.

Системный подход ставит перед собой определенную задачу - изучение объекта как си­стемы, в которой множество элементов взаимосвязаны и образуют при этом единое целое. Системный подход при анализе техники спринтерского бега является средством объективизации (выделе­ния в качестве объекта исследования) целостного двигательного действия. В связи с этим, целью предметного анализа техники спринтерского бега, являлась ее структура и связь между элемен­тами этой структуры. При этом, исходя из того, что совокупность элементов техники спринтер­ского бега не может сочетаться произвольным образом, следовательно, способ связи элементов частично определяется свойствами элементов, взятых для ее построения.

В приложении 1 представлен системно-структурный анализ техники бега с максимальной ско­ростью. Выделенные в целостной структуре элементы представляют собой те элементы техни­ки, от правильности выполнения которых, в известной степени зависит повышение скорости в спринтерском беге; в приложении 2 - комплекс специально подводящих упражнений, выполня­емых с продвижением, комплекс имитационных упражнений, которые позволяют овладеть ключевыми элементами спринтерского бега, комплекс специально подводящих упражнений, имеющих локальное воздействие.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Полугодичный цикл тренировок

Подготовительный период

Осенне-зимний подготовительный период

Этап зимних со­ревнований

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Развивать общую
выносливость.
Использовать
упражнения
на локальное
воздействие

Развивать
си­ловую
вынос­ливость

Развивать
скоростно-
силовую
выносливость

Развивать
скорость.
Совер­шенствовать технику

Развивать скорость. Совершенствовать технику

 Последовательность занятий в тренировочном занятии от их основной направленности

Дни недели

Основная направленность        трени­ровочного занятия

Интенсивность     ра­боты

Общая нагрузка   в занятиях

Понедельник

Изучение техники и ее совершен­ствование

Малая, средняя

Средняя

Вторник

Развитие быстроты (скорости) и силы

Максимальная

Средняя,
боль­шая

Среда

Развитие общей выносливости

Средняя, большая

Большая

 Четверг

Отдых

 

 

Пятница

Повышение технической подго­товленности или развитие качеств

Малая, средняя

Малая и средняя

 

Приложение 2

Комплекс специально подводящих упражнений, выполняемых с продвижением

  1. Семенящийбег мелкими, но максимально быстрыми свободными шагами. Обратить вни­мание на то, чтобы голень по инерции двигалась вперед и активно, вместе с бедром, вниз назад.
  2. Бег с высоким подниманием бедра, с загребающей постановкой ноги близко к проекции ОЦМТ на дорожку (акцентировать внимание на подъеме маховой ноги под углом 80-85°; туло­вище держать, слегка наклонив вперед, стопы ставить на переднюю часть свободно и в то же время активно работать согнутыми руками).
  3. Бег с захлестыванием голени.
  4. Прыжки с ноги на ногу (с полным отталкиванием ступней).
  5. Прыжки правым (левым) боком.
  6. Многоскоки на правой (левой) ноге.

 Комплекс имитационных упражнений, которые позволяют овладеть ключевыми эле­ментами спринтерского бега

  1. Работа рук с разной частотой. Упражнение выполняется стоя на месте. Движение руками как во время бега (основная ошибка разведение локтей в стороны с увеличением амплитуды движений).
  2. Бег на месте с высоким подниманием бедра.
  3. Бег с высоким подниманием бедра с опорой руками о барьер (темп выполнения задается хлопками).
  4. Лежа на спине, ноги вверх, движения ногами как при беге - «велосипед».
  5. Стоя на одной ноге, выносить другую как при беге, бедром вперед вверх, затем вниз - назад (голень идет вперед) и далее сгибать сзади. Пронося маховую ногу назад, ступней быстро и энергично касаться земли.

Комплекс специально подводящих упражнений, имеющих локальное воздействие

  1. Преодоление барьера правым (левым) боком.
  2. Преодоление барьера через середину.
  3. Преодоление барьера с атакой левой (правой) ногой.
  4. Ходьба через барьер лицом вперед, спиной назад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 235 с.
  2. Берштейн Н.А. Исследования биодинамики бега выдающихся мастеров // Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжка. - М.: Физкультура и спорт, 1940. С. 131-223.
  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 47 с.
  4. Бранцев С. А., Столяк И.М. Методика совершенствования бега на скорость (для учащихся 1-ого класса) - // Физическая культура в школе, 2000,- №6,- С. 37.
  5. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 134 с.
  6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт,1967,- 40 с.
  7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для школ. пед. уч-щ 5- е изд., доп. - М.: Просвещение, 1980,- 304 с.
  8. 13. Курысь В.М. Основы познания физического упражнения: учебное пособие- Ставрополь: изд-во СГУ, 1998,- 130 с.
  9. Левченко А., Папанов В.Ф., Джойнер - Гриффит. Техника и соревновательная структура бе­га.// Легкая атлетика, 1989,- №7,- С. 16-18
  10. Легкая атлетика. Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/ Под ред. А.Н. Макарова, - М., Просвещение, 1974. - 233 с.
  11. Легкая атлетика. Учебник для институтов. Физ. Культ. - Изд. 4-е, перераб./ Под общ. ред. Н.Г. Озолина, Ю.Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 1989,- 671 с.
  12. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов. Физ. Культ./ Под ред. Н.Г. Озолина, В.Н. Воронина, Ю.Н. Примакова. - 4-е изд. доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 С.
  13. Легкая атлетика: Учебник/ А.И. Жилкин, Е.В. Сидорчук, B.C. Кузьмин, А.А. Логинов. М., Академия, 2000.-352 с.
  14. Люлько Р.Д. Бег на короткие дистанции. Под общ. ред. Г.В. Васильева, М.: ФкиС 1949. -56 с.
  15. Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте. - Малаховка: МОГИФК, 1981.
  16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, Учебник для институтов физиче­ской культуры. М., Физкультура и спорт, 1991,- 543 с.
  17. Никитушкин В.Г., Максименко Г.Н., Суслов Ф.П. Подготовка юных бегунов. - Киев: Здо­ровье, 1988,- 122 с.
  18. Озолин Н.Г., Травин В.П. и др. Легкая атлетика:/ Учебник для ИФК/ Под общ. ред. Озолина Н.П., 4-е изд., доп. и перераб. М., Физкультура и спорт, 1989,- 670 с.
  19. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1978,- 80 с.
  20. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1986. -211 с.
  21. Платонов В.Н., Сахновский П.К. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Рад. шк., 1988,- 280 с.
  22. Плотников В. Системный подход программирования и управления тренировочным процес­сом юных десятиборцев// Легкая атлетика, 2002,- №6 - С. 23-25.
  23. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР,- Москва- Воронеж,1999,- 220 с.
  24. Совершенствование технического мастерства спортсменов/ Под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 156 с.
  25. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под общ. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004,- 464 с.
  26. Травин Ю.Г., Дьячков В.В., Легкая атлетика: возрастные особенности развития двигатель­ных качеств школьников и юных спортсменов.: Метод, разр. - М., 1983,- 54 с.
  27. Тюпа В.В. и соавт. Биомеханика спринтерского бега: Учеб. пособие для студентов институ­тов физ. культуры, - М.: ГЦОЛИФК, 1981,- 78 с.
  28. Фарфель B.C. Управление движением в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 87 с.
  29. Физическая культура студента: Учебник/ Под общ. ред. В.Н. Ильинича М.: Гардарики, 2000,- 448с.
  30. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт , 1987,- 120 с.
  31. Холодов Ж.К. Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000,- 480 с.