Государственное бюджетное учреждение спортивная школа

«МАНЕЖ»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Мосеева М.А. Особенности проведения тренировочных занятий с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении

Проведение тренировочных занятий с детьми, находящимися в социально опасном положении и состоящими на профилактическом учете в ОДН ОМВД, имеет ряд особенностей. Для начала разберемся, почему дети попадают в эту категорию.

На профилактический учет ОДН ОМВД несовершеннолетние попадают после совершения различных правонарушений, предполагающих административную или уголовную ответственность. Очень часто к этим правонарушениям приводит неблагоприятная обстановка в семье, нежелание или неумение родителей заниматься воспитанием детей.

Помимо несовершеннолетних, уже совершивших правонарушение и состоящих на профилактическом учете ОДН ОМВД, есть дети, проживающие в семьях, ситуация в которых признается социально опасной для ребенка. Социально опасное положение – это обстановка в семье, в которой проживает ребенок, когда в силу разных причин родители не могут в полной мере осуществлять свои обязанности по воспитанию детей. Это может быть алкогольная или наркотическая зависимость одного из родителей, отсутствие постоянной работы и множество других причин, ведущих к одному результату – дети не получают в полной мере родительской любви и внимания, а также необходимого контроля за успеваемостью в школе, выполнением домашних заданий и активностью во внеурочное время. Очень часто отсутствие контроля впоследствии приводит к плачевным результатам – девиантному поведению ребенка, плохой успеваемости в школе, совершению различных правонарушений. Чтобы избежать этих негативных последствий, в случае, если положение в семье признается социально опасным, помощь в воспитании и организации досуга несовершеннолетних оказывают школы, организации дополнительного образования, а также организации физкультурно-спортивной направленности. В спортивной школе «Манеж» для детей, посещающих Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга, еженедельно проводятся занятия по легкой атлетике. Цель этих занятий – развитие у детей интереса к занятиям спортом, привлечение их к занятиям в спортивной школе, а также укрепление здоровья. В этой статье речь пойдет об особенностях проведения занятий с данной категорией детей.

При проведении тренировочных занятий с учащимися спортивных школ главной целью тренеров является достижение высоких спортивных результатов, поэтапное планирование развития физических качеств и совершенствование технического мастерства. При работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, спортивный результат не является главной целью тренировочного процесса. Многие дети не заинтересованы в достижении высоких спортивных результатов, и в данном случае это не должно являться препятствием для продолжения занятий в спортивной школе. Главная цель работы с детьми, состоящими на разных видах учета – профилактика правонарушений, вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, формирование положительных установок на ведение здорового образа жизни и профилактика проблем со здоровьем, которые могут быть вызваны недостатком двигательной активности. Цель достижения высоких спортивных результатов может быть поставлена позже, когда занятия физической культурой и спортом станут неотъемлемой частью жизни учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Воспитательные задачи также успешно решаются со время тренировочного процесса. Работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, имеет свои особенности, которые будут кратко рассмотрены в этой работе. Завершая разговор о задачах тренировочного процесса, следует отметить, что одной из важнейших задач является повышение интереса детей к занятиям спортом. Решение этой задачи требует применения большого разнообразия средств и методов тренировки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Важным компонентом занятий должна быть профилактика отклонений в состоянии здоровья, укрепление мышц, развитие гибкости и подвижности суставов. В занятия также необходимо включать упражнения, способствующие развитию общей выносливости, которые благотворно влияют на работу сердца и органов дыхания.

Дети, находящиеся в социально опасном положении и склонные к девиантному поведению, обычно быстро теряют интерес к выполнению одного и того же упражнения. При этом они, как правило, очень подвижны, склонны к нарушению дисциплины и совершению действий, которые могут повлечь травмы во время тренировочного процесса.

Ниже приведены несколько ключевых факторов, которые позволят сделать занятие максимально интересным для детей и снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций и напряжения между учащимися.

1.Высокая плотность занятия. В этом случае у детей не будет возможности отвлекаться и нарушать дисциплину.

2.Большое разнообразие средств и методов тренировки. Целесообразно разделить занятие на разные по содержанию блоки и переходить от одного блока к другому, не задерживаясь на каждом более 10 минут. Исключение в данном случае составляют игры.

3.Использование упражнений из разных видов спорта. В разминку можно включать элементы спортивной гимнастики и акробатики, в основную часть тренировки – элементы игровых видов спорта – футбола, баскетбола, волейбола и др. Дети с удовольствием овладевают навыками ведения мяча и других сложных элементов игр.

4.Включение игр в каждое тренировочное занятие. На каждой тренировке как минимум 10-15 минут целесообразно уделять играм. Здесь следует обращать внимание на правила и отстранять от игры в случае их нарушения. Особое внимание необходимо обратить на контактные игры, в процессе которых дети могут нанести друг другу травму. Например, перед началом игры в «пятнашки» предупредить детей, что пятнать необходимо легким касанием, а не толкать. До начала игры тренер объясняет детям, какое наказание последует за нарушение этого правила. Это может быть отстранение до конца игры или запрет на выполнение какого-либо другого интересного задания в следующей части тренировки. Важно, чтобы наказание за проступок было существенным для ребенка, но при этом недопустимо прибегать к крику и оскорблениям, унижающим достоинство детей.

5.Использование соревновательного метода. Это могут быть личные соревнования по отдельным видам легкой атлетики – бегу, прыжкам и метаниям, а также командные соревнования, включающие эстафеты и различные конкурсы. При проведении эстафет важно давать не только задания, связанные с скоростными и силовыми качествами, потому что в этом случае одна команда обычно оказывается сильнее и уходит вперед с большим отрывом. Хорошей альтернативой является чередование заданий, связанных с развитием скоростно-силовых качеств, с упражнениями на точность, ловкость и координацию движений.

6.Регулярное проведение контрольных нормативов по принципу улучшения спортсменами своих собственных результатов. Дети будут видеть свой прогресс, и это будет мотивировать их к продолжению занятий легкой атлетикой. В группах начальной подготовки нормативы можно проводить один раз в месяц. Обычно используются тесты для определения быстроты и скоростно-силовых качеств: бег 30 м, бег 50 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, бросок набивного мяча снизу вперед. Нормативы можно проводить в форме соревнований внутри группы, если дети в группе одинакового возраста. Тем не менее, для укрепления мотивации детей к дальнейшим занятиям спортом, лучше обращать внимание на прогресс результатов учащихся и распределять места на таких внутренних соревнованиях не в соответствии с абсолютным результатом, а в соответствии с их приростом. Ниже приводится пример приема нормативов в группе начальной подготовки первого года обучения.

В первый месяц занятий контрольные нормативы проводить нецелесообразно, дети только начали заниматься и учатся правильно делать разминку, привыкают к структуре и продолжительности тренировочных занятий, учатся правилам поведения и техники безопасности в зале. Примерно через месяц занятий можно провести первые контрольные нормативы.

В нормативы можно включить 7 тестовых упражнений: бег 30 метров с высокого старта, 50 метров, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, бросок набивного мяча 2кг. снизу вперед, а также прыжки на скакалке за 1 минуту и подъем туловища из положения лежа за 30 секунд для определения силы мышц брюшного пресса.

Перед приемом нормативов детям дается установка выполнять все задания как можно лучше, в полную силу. Первые нормативы проводятся в форме соревнований внутри группы, детям ставится задача – показать максимальный результат. Тем не менее, после окончания приема нормативов все дети получают награды – это могут быть грамоты за участие, в которых указаны результаты испытаний, или сладкие призы. При проведении нормативов во второй и последующие разы считается количество видов, в которых спортсмену удалось установить личные рекорды. За установление личного рекорда в каком-либо нормативе учащийся получает 2 балла, за повторение своего лучшего результата – 1 балл, а в случае ухудшения результата – 0 баллов. Победители и призеры в соревнованиях по контрольным нормативам в группе определяются по сумме баллов, набранных за все тесты. Таким образом получается, что ребенок соревнуется в первую очередь с самим собой. В конце соревнований необходимо объяснять детям, что упорная работа на тренировках и отсутствие пропусков занятий обязательно приведут к росту спортивных результатов.

7.Применение системы поощрений. После каждых нормативов, конкурсов или соревнований необходимо наградить детей грамотами и, если есть возможность, небольшими призами. Детей, которые не заняли призового места, но старательно выполняли все задания, необходимо поощрить грамотами за участие.

При работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, необходимо помнить, что большинство из них оказались в сложившейся ситуации не по своей вине, а из-за неправильного воспитания и отсутствия внимания и контроля со стороны родителей. Задача организаций физкультурно-спортивной направленности – показать этим детям увлекательный мир спорта как альтернативу их жизненному стилю, девиантному поведению и противоправным действиям.

ПОИСК ПО САЙТУ

sreda
sshor2018