Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа Петродворцового района Санкт-Петербурга «Манеж»

 

Методическая разработка

Параметры общего объёма тренировочных и соревновательных нагрузок у детей 9-17 лет

 

Выполнил:
Тренер-преподаватель
СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ
Петродворцового района СПб «Манеж»
Галаган-Трубеева Лариса Борисовна

 

Для эффективного управления подготовкой спортивных резервов необходимо, чтобы нормативные показатели тренировочных нагрузок были адекватны нагрузкам, применяемым на том или ином этапе многолетней тренировки. Например, основная задача этапа предварительной подготовки – содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, особенно ловкости, координационных и скоростных способностей, воспитание общей выносливости. Достигается это путём применения широкого арсенала самых разнообразных средств, как-то: подвижных игр и спортивных игр по упрощённым правилам, прыжков, продолжительных циклических упражнений, эстафет, доступных упражнений скоростного и скоростно-силового характера, упражнений в равновесии и на растяжение с постепенным увеличением амплитуды движения и т.д.

Ежедневные спортивные занятия разносторонней направленности в младшем школьном возрасте оказывают положительное влияние на физическое развитие юных спортсменов.

В возрасте 8-11 лет резко возрастает способность к быстроте движений, а также выносливость. У юных спортсменов младшего школьного возраста адаптация к нагрузке происходит в большей степени за счёт регуляции ударного объёма сердца, что само по себе создаёт важные предпосылки для экономной адаптации к физическим нагрузкам.

Особо отмечу, что на этапе предварительной подготовки независимо от вида спорта большое внимание следует уделять развитию общей выносливости. Как известно, в результате тренировочных воздействий в организме формируется устойчивость нервных центров. Кроме того, формируются механизмы переключения. Поэтому выполнение юными спортсменами объёмных нагрузок аэробного характера в циклических локомоциях не грозит формированию в организме спортсмена несовершенных стереотипов регуляции. При регулярном использовании нагрузок такого типа в мышечном обмене происходит соответствующие положительные сдвиги, с изменением структуры и ферментативного состава мышц, обеспечивает воздействие на состав волокон детской мускулатуры с целью увеличения окислительного обмена.

Возможность широкого использования нагрузки аэробного характера в подготовке детей подтверждается педагогическим экспериментом.

В результате эксперимента установлено, что круглогодичные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе в облегчённой одежде с использованием разнообразных упражнений способствует повышению уровня развития общей выносливости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств и улучшению состояния здоровья (рис. 1).

На этапе предварительной подготовки объём специальной нагрузки ограничен, а его величина определяется главным образом временем, затраченным на освоение элементов техники избранного вида спорта, приобретением необходимых технических навыков.

На этапе начальной спортивной специализации занимающиеся в спортивных школах приступают к специализированной тренировке, возрастные сроки которой обусловлены спецификой вида спорта.

На этапах начальной спортивной специализации и углублённой тренировки при определении конкретных величин тренировочных нагрузок наряду с учётом возрастных особенностей вступает в действие, с одной стороны, установка целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству, с другой – необходимость соблюдения единства подходов в различных группах видов спорта на аналогичных этапах. Осуществить эти требования можно лишь при условии установления одинаковой верхней линии отсчёта, по отношению к которой следует соотносить показатели на соответствующих этапах.

Величина нагрузок первой фазы этапа высших спортивных достижений являются теми отправными рубежами, по отношению к которым рассчитываются общие объёмы – от этапа начальной спортивной специализации до этапа углублённой тренировки в избранном виде спорта. Анализ научных данных и обобщение опыта передовой спортивной практики находится на уровне следующих относительных показателей (табл. 1).

Таблица 1.
Динамика показателей объёма тренировочных нагрузок

Этап многолетней подготовки

Удельный вес
общего объёма
нагрузки (%)

Этап начальной спортивной специализации

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта

Первая фаза высших спортивных достижений

45 – 50

70-80

100

Рекомендуемые величины нагрузок в годичном цикле приводится в таблице 2. При этом обеспечивается надлежащая преемственность от одного этапа к другому.

Таблица 2
Допустимые объёмы тренировочных нагрузок для юных спортсменов

Вид спорта

Этапы подготовки

Параметры

Величина нагрузки в годичном цикле

Юноши

Девушки

Бег на 400 м

Начальной спортивной специализация

Общий объём бега (км)

240 - 245

210 - 235

Углублённой тренировки

То же

340 - 390

330 - 375

Бег на средние дистанции

Начальной спортивной специализации

Общий объём бега (км)

1800 - 2000

1600 - 1900

Углубленной тренировки

То же

2800 - 3300

2600 - 3000

Такая стратегия динамики общего объёма нагрузки полностью отвечает возрастным особенностям, так как наименьшее их увеличение приходится на конец пубертатного периода. Каждый из этих этапов охватывает 2 – 3 летний и больший временной отрезок. Поэтому важен учёт возрастных особенностей, а именно сенситивных периодов, присущих развитию физических качеств, прироста соматических признаков, а также взаимосвязи морфологических факторов и данных функционального состояния.

У юношей 16 лет и девушек 15 лет темп роста тренировочных нагрузок не должен быть большим.

Обобщение опыта работы лучших детско-юношеских и спортивных школ свидетельствует, что рекомендуемые показатели тренировочных нагрузок доступны для освоения юными спортсменами.

 

Санкт–Петербург 2017