Содержание материала

СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж» Петродворцового района

Методическая разработка тренера-преподавателя Попова А.М.

Тема: ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРЫЖКА В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ ФОСБЕРИ-ФЛОП ДЕТЕЙ 13-16 ЛЕТ

Прыжок в высоту – один их наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более чем столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития. Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. Особенно большие изменения происходили в технике прыжка. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов (даже и на уровне групп резерва – средний, старший возраст) в прыжках в высоту является эффективная спортивная техника.

Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движений, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высокого спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих, в конечном счете, конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена. В свою очередь, чем в большей степени при переходе через планку будет реализована достигнутая высота взлета, тем более высокий спортивный результат сможет показать спортсмен.

Целевым назначением спортивной техники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого, индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата. Достижение этой цели связано с решением двух основных задач:

1. Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета.

2. Эффективно реализовать достигнутую высоту взлета при переходе через планку.

При анализе спортивной техники возникает необходимость условно разделить целостное упражнение на основные фазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательной зависимости. Выделяют четыре основные фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег выполняется в начале по прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35-38о по отношению к планке. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов, причем выполняется разбег после предварительного подхода или подбежки в 3-4 шага.

Отталкивание. В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки. Мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе через планку руки расположены вдоль тела. Далее спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, входит головой и плечами на планку. А над планкой прыгун, прогибаясь, поднимает таз, выводя ОМЦ за пределы планки. Глову необходимо держать подбородком на себя.

Приземление осуществляется в стойку на лопатки с последующим кувырком назад через голову.

Вопросы начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно. Согласно рекомендациям авторов, прежде чем приступить к обучению технике прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп», каждому тренеру необходимо четко сформулировать конечную цель обучения, установить последовательность решения задач обучения, отобрать эффективные средства решения поставленных задач, продумать последовательность их применения и методические указания, которые необходимо будет использовать при выполнении тех или иных упражнений. По своей сути весь это процесс есть не что иное, как составление ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.