Содержание материала

ГБОУ ДОД ДЮСШ «МАНЕЖ»
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка тренера-преподавателя Поповой С.Ю.

Тема: Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным видам в легкоатлетических многоборьях

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, его королева. А королями и королевами легкой атлетики считаются многоборцы и многоборки, потому что легкоатлетические многоборья требуют от них высокого уровня развития физических качеств, высокой психической устойчивости, воли, умения качественно реализовать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах. Большая сложность многоборий заключается в том, что необходимо овладеть большим количеством сложно технических видов, требующих как определенного уровня физических качеств, так и координационных способностей. Важным вопросом является последовательность обучения видам многоборья на этапах многолетней подготовки. На этапе начальной специализации этому вопросу также должно уделяться достаточное внимание.

Именно поэтому, объектом исследования работы выбран учебно–тренировочный процесс у юных многоборок на этапе начальной специализации (13-15 лет).

Предмет исследования: Методика создания блоков тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений, одновременно включающих в себя элементы всех технических видов многоборья.

Цель исследования: Определить методический подход к созданию блоков тренировочных заданий направленного воздействия для повышения эффективности учебно–тренировочного процесса юных многоборок.

Задачи исследования:

  1. Оценить набор средств и методов, применяемых в учебно–тренировочном процессе при обучении техническим видам многоборья (прыжкам, барьерному бегу, метаниям) на этапе начальной специализации.
  2. Определить принцип создания блоков тренировочных заданий в форме комплексов упражнений, одновременно и направленно воздействующих на технические и физические компоненты всех видов семиборья.
  3. Показать примеры созданных схем блоков тренировочных заданий при построении недельного микроцикла.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ, обобщение данных специальной и научно–методической литературы, Интернет-ресурсов.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.

На основании анализа научно-методической литературы и Интернет-ресурсов (более 25 источников) были сделаны следующие обобщающие выводы по исследуемой теме:

1. Все авторы сходятся на единой точке зрения в том, что многоборье является самым сложным и трудоемким видом в легкой атлетике, для успехов в котором, спортсмен должен обладать важными свойствами личности (волей, настойчивостью, целеустремленностью), иметь высокий уровень развития всех основных физических качеств (скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости), обладать хорошей технической подготовленностью во ВСЕХ видах многоборья.

2. Больше половины авторов утверждают, что семиборье необходимо рассматривать как единое упражнение, а не как механическую сумму семи отдельных видов.

3. Одной из главных особенностей многоборья называют взаимовлияние видов, входящих в него, друг на друга. Это влияние может носить как положительный (усиливающий), так и отрицательный (тормозящий) характер. Данное явление, (которое в теории спорта называют явлением положительного или отрицательного переноса) наблюдается как при развитии физических качеств, так и при совершенствовании двигательных навыков. При обучении технике прыжков, метаний необходимо совершать поиск элементов техники, фаз, ритмов, которые были бы совместимы, а не противоречили бы друг другу.

4. Бесспорным (для всех авторов) является факт единства физической и технической подготовки многоборки. Каждый новый уровень возросших физических возможностей (рост показателей скоростной, силовой, скоростно–силовой подготовки) вносит изменения в технику двигательных действий. Но неоспорим и тот факт, что работа над техническими составляющими вида, в свою очередь, приводит к росту показателей физических качеств, особенно на этапе начальной специализации.

5. Структурной единицей многолетнего тренировочного процесса многоборок авторы считают тренировочное задание. Под тренировочным заданием понимают «часть плана тренировочного занятия, состоящую из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определёнными педагогическими задачами. Но в вопросе о том, что должно лежать в основе принципа формирования тренировочных заданий в тренировочном процессе юных многоборок, слишком много разногласий. Одни авторы утверждают, что на этапе начальной специализации необходимо делать упор на обучении «сильным» видам, постепенно «подтягивая слабые». Другие авторы делают упор на акцентированное внимание к «отстающим» видам. Но чаще всего звучит формулировка «исходя из индивидуальных особенностей» многоборки.